Интернет конца XX века, середины нулевых и современности — абсолютно разные по своей скорости и охвату. Чем дольше интернет существует, тем доступнее он становится. Те, кто помнит сеть 2000-х годов, помнят низкую скорость, звук древнего модема, ужасный дизайн сайтов и сложный доступ ко многим видам информации. Сегодня же интернет — это приложения, соцсети, видеоигры, СМИ и возможность найти ответ на почти любой вопрос. А также он — неотъемлемая часть жизни 4 миллиардов людей на Земле.

И в будущем, вместе с технологиями и возможностями сети, количество пользователей будет только расти. Уже через один-два десятка лет вовлеченность в виртуальную жизнь не будет зависеть от возраста, а уровень развития и количества информации увеличится в десятки, если не в сотни раз. Давайте разберемся детальнее, как развивался интернет, что с ним происходит сейчас, какие у него варианты развития и почему знать это — важно и для каждого пользователя, и для бизнеса.

Web1 и Web2 — что это такое

Сегодня рывки к новым ступеням эволюции интернета происходят фактически каждый день. Но их бы не было без первых его шагов — Web1 и Web2. Теперь на подходе и третий этап — Web3. Но обо всем по порядку. 

В эпоху Web1 руководить инструментами интернета могли только разработчики. Именно они создавали сайты и распространяли текстовый и графический контент, насколько это позволяли делать технологии 1991-2004 годов. Именно этот период принято считать временем начала развития веба, несмотря на то, что годом изобретения интернета является 1969-й.

Мода на HTML тогда еще не пришла, сайты были не интерактивными, доступных и больших баз данных в открытом доступе не было. Web1 можно было читать, но быть полноценным участником такого интернета — нет. Все изменилось с появлением Web2, куда больше похожим на интернет в его нынешнем виде.


Web2 — интерактивный и социальный интернет, где каждый может создавать контент в разных форматах. Теперь уже — с десктопного браузера, смартфона или планшета. Посты в соцсетях, конструкторы сайтов, видео, простые админки — все это позволяет почувствовать себя полноценным участником процесса. Web2 — не только простой и понятный в использовании, но и “завлекает” своей легкостью создавать еще больше контента и делиться им. С его помощью можно заработать, обрести популярность или просто высказаться. И хотя интернет сейчас очень развит, это развитие имеет свои недостатки, которые нужно исправлять.

Компании эпохи Web2 — это Google, Facebook, Twitter, Intagram и многие другие. Очень часто они оказываются в центре скандалов из-за эксплуатации, продажи или утечки данных. Доверие к некоторым из них уже на критично низком уровне. Поэтому Facebook, например, попытался отвлечь внимание, анонсировав свою метавселенную — виртуальное пространство, работающее на технологиях виртуальной реальности, в которой люди общаются друг с другом через свои аватары. В ней соцсеть сохранит свой вектор, ведь компании смогут дальше эксплуатировать пользовательскую информацию и приумножать свои богатства. Эта идея не уникальна, однако отвлекает внимание от более важного, чем развлечения, компонента интернета будущего — безопасности.

Данные открывают огромное окно возможностей благодаря более качественной персонализации рекламы. Эксперты по кибербезопасности говорят о необходимости надежной защиты данных и их минимальной передаче в интернет. Ведь данные могут использовать и совсем черными методами: красть банковские карточки, номера телефонов, адреса. Но, увы, этот совет не всегда соблюдается и не всегда возможно ему следовать. Решить эту проблему позволяет новая технология — Web 3.0.

Что это такое Web3 и причем тут блокчейн

Главное отличие интернета Web3 от Web2 заключается в комплексе механизмов, направленных на защиту данных. Web3 — это верифицируемость, самоуправляемость и надежность. Он забирает контроль над интернетом у немногочисленных владельцев сайтов-гигантов, которые монетизируют данные пользователей. В нем тоже есть своя метавселенная, только безопасная и равная — без единоличного владельца-миллиардера. 

В Web 3.0 сайты и приложения больше не работают на одном сервере, а данные — не хранятся в одной базе, которую можно взломать. В этой Вселенной альтернативой становится блокчейн.

Блокчейн — это децентрализованная база данных, которая одновременно хранится на множестве компьютеров, соединенных друг с другом всемирной сетью. Другими словами, это современный надежный способ шифрования данных. Более простой альтернативой блокчейну становятся децентрализованные сети из множества серверов. Третьим вариантом — комбинация этих двух технологий.

Таким образом, новым трендом современного интернета стало “соревнование” IT-компаний в наилучшем предоставлении Web3 для бизнеса.


Ведь его клиенты постоянно ощущают кражу данных на себе. И теряют доверие не к интернету, а именно к тем, кто предоставляет им услуги.

В мире Web 3.0 услуги хостинга, хранения данных, которые раньше оказывали лишь облачные провайдеры, предоставляются все шире, актуализируются и становятся действительно необходимыми. Здесь нет места неэффективности, ведь любая ошибка может привести не просто к потере огромных сумм, а доверия и репутации, которые стоят намного дороже. 

Что “интернет будущего” значит для пользователей

Web 3.0 — это конец эпохи онлайн-платежей электронными картами, которые содержат уникальные номера и конфиденциальные данные владельца. В “новом интернете” платят токенами, а не через платежные системы.

Токены — это запись в регистре, распределенная по цепочке блокчейна. Другими словами — криптокошелек. Он позволяет платить за товары и переводить деньги анонимно и безопасно. Заполнять множество данных не нужно, оставлять личную информацию на разных сайтах — тоже. Достаточно единоразовой загрузки или установки кошелька, после чего им можно легко пользоваться.



В Web3 совершенно иначе работает идентификация. Сейчас для входа в приложения или на сайты зачастую нужно вводить email, пароль и номер телефона, что само по себе — личная информация. В “интернете будущего” пользователь идентифицируется с помощью своего кошелька, адреса которого, при желании, остаются полностью анонимными.

В мире Web3 люди все реже будут сталкиваться с навязчивой рекламой, письмами от мошенников, взломами и другими последствиями кражи и неэтичной эксплуатацией своих данных. И по своей реализации, эффективности и важности идеи он пока побеждает метавселенные компаний-гигантов.

Написать нам

От 2 до 500 симв.