Война стала сложным вызовом для всех сфер бизнеса. Чтобы понять, в каком состоянии сегодня находятся украинские предприятия и с какими трудностями они сталкиваются, мы провели опрос. 10% из более тысячи клиентов GigaTrans ответили. Спасибо каждому, кто нашел на это время. На основе этих данных мы сделали отчет и сегодня делимся с вами.

По данным премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля 35% экономики Украины сегодня не работает: 17% бизнесов прекратили свое существование, а 60% предприятий работают, но ниже довоенного уровня.

Опрос среди наших клиентов показал:

  • более 40% опрошенных компаний уже работают в полном объеме, а половина частично вернулись к работе.


В первые недели войны компании активно релоцировали свой бизнес в другие регионы Украины или даже за границу. По результатам нашего анкетирования:

  • более половины опрошенных не релоцировали бизнес;
  • 16,7% релоцировали бизнес в другой регион;
  • у 8% компаний сотрудники самостоятельно переехали в другой регион, а офис остался в Киеве;
  • 8% продолжают работать как до войны и частично перевели сотрудников на удаленный формат работы.


Острым стал вопрос отказа от российского софта. Многие предприниматели пользовались российским софтом — CRM-системами, бухгалтерскими программами, сквозной аналитикой и сервисами email-рассылок. Среди них: AmoCRM, Bitrix24, 1С, Mindbox, SendSay, Unisender. Сегодня большинство переходят на украинские аналоги: OneBox, IT-Enterprise, SendPulse, eSputnik.

Анкетирование среди наших клиентов показало:

  • 33% — полностью отказались от российского софта;
  • 33% — в поисках аналогов;
  • 16,7% — частично отказались;
  • у 8% опрошенных в использовании осталась только программа 1С.


Война вынудила внести коррективы в деятельность IT-отделов. Компании перешли на посменный формат работы, в некоторых техподдержках начала работать круглосуточно.

Опрос среди клиентов GigaTrans показал, что большинство компаний не вносили изменений в формат работы — а именно 91,7%, только 8% компаний утверждают о переводе их IT-отдела в формат 24/7.



Компаниям пришлось адаптировать к новым реалиям не только рабочие процессы, работников, но и работу IT-сервисов. Участились случаи несанкционированного доступа к данным, вирусного трафика и фишинг-рассылок на сотрудников. Потерять корпоративные данные стало новым "страхом" для владельцев бизнеса. Поэтому в компаниях больше уделили внимание резервированию данных и сервисам защиты от вирусного трафика.

По результатам опроса клиентов GigaTrans:
  • 58,2% компаний уделили внимание резервированию и защите корпоративных данных (благодаря облачным сервисам, бекапированию информации в другом дата-центре, мониторингу трафика);
  • 8,3% — вынесли критические данные за границу;
  • только 33% компаний не внесли изменений в работу IT-сервисов.


Также бизнес столкнулся с другими проблемами: оттоком специалистов, проблемами с поставками IT-оборудования. По данным DOU за границу выехали 14% опрошенных IT-специалистов. Большинство из них выбрали Польшу — 35% и более 10% эмигрировали в Германию. Также война увеличила сроки поставки IT-оборудования, а у некоторых вендоров сегодня их вообще невозможно заказать.

Среди клиентов GigaTrans:

  • у 50 % опрошенных возникли проблемы с поставкой оборудования — сроки поставки оборудования Cisco сегодня больше года, сложно заказать устройства Apple;
  • у 16,6% — проблемы с мобилизацией сотрудников;
  • у 33% опрошенных не возникло проблем в работе IT-отделов.


Одной из главных задач владельцев бизнеса также стала защита корпоративных данных от DDoS-атак. Ведь их количество за время войны увеличилось почти в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Так 50% клиентов GigaTrans столкнулись с DDoS-атаками в военный период.



Текст: Мария Мухина
Иллюстрации: Виктор Славков

Написать нам

От 2 до 500 симв.