В мире насчитывается 4,9 млрд интернет-пользователей и “неподключенных” становится все меньше. Так в Америке лишь 7% населения не пользуются интернетом, в Великобритании — 5,2%, а в Украине — 31%. Но как вырастут эти цифры с развитием метавселенной? Сможет ли она заменить интернет и как повлияет на бизнес?
Сравнение интернета и метавселенной
Интернет — сеть миллиардов компьютеров, серверов и других электронных устройств, которые помогают общаться. В интернете пользователи всегда с чем-то взаимодействуют: веб-сайтом, игрой или социальными сетями.
Но в метавселенной в центре действия будете вы. Это новое интернет-пространство, где люди смогут общаться, развлекаться и даже работать виртуально. Она соединит в себе физическую и виртуальную реальность, искусственный интеллект, социальные сети, онлайн-игры и криптовалюту. Можно сказать, что с помощью интернета вы воспринимаете мир в 2D, а с метавселенной — в 3D. Все эти «реальности» — главное отличие метавселенной от интернета.
Практически каждый сможет попасть в “иную” вселенную. Достаточно иметь шлем или очки виртуальной реальности, хорошее соединение с интернетом и приложение.
Метавселенные сейчас доступны на трех платформах:
- Horizon Workrooms от Facebook,
- в симуляторе Second Life
- и Roblox.
Выбираешь платформу, придумываешь логин, пароль и готово. В виртуальном мире можно будет тестировать одежду, технику, общаться, работать, ходить на встречи и даже делать покупки.
В метавселенных уже работает экономика. Бизнес инвестирует огромные суммы, покупает виртуальную землю и развивает технологии виртуальной и дополненной реальности:
- 10 миллиардов долларов подразделение Meta (Facebook) Reality Labs вложило в Metaverse;
- всего за пять лет метавселенная создаст 10 000 рабочих мест;
- в 2020 году виртуальный мир оценили в 46 миллиардов долларов;
- земля в виртуальном мире постоянно дорожает — в декабре 2021 года самый дешёвый участок земли в Decentraland стоил 14 000 долларов.
- площадь Decentraland — 90 000 парселей, один парсель — 16 метров, то есть это 1 440 000 квадратных метров, что в три раза больше площади Ватикана.
Что значит «построить метавселенную»
В отличие от приложений виртуальной реальности, метавселенная — это не единая программная платформа, которую можно построить на базе обычной модели разработки. К примеру Джон Рэдофф, автор блога Building the Metaverse определяет ее как сложную цифровую среду из 7 слоев:
- инфраструктура — 5G, Wi-Fi, облачные технологии;
- интерфейс — гарнитуры виртуальной реальности;
- децентрализация — блокчейн, ИИ, граничные вычисления;
- пространственные вычисления — системы 3D-визуализации и моделирования;
- экономика для создателей — цифровые активы и заведения электронной коммерции;
- виртуальная навигация;
- пользовательский опыт.
Сейчас над ее созданием работает не только Мета (ранее Facebook Inc.), а более 160 компаний по всему миру: Microsoft, Epic Games, Roblox и Nvidia также разрабатывают технологии для Metaverse.
Эксперты прогнозируют, что Metaverse достигнет отметки в 800 миллиардов долларов в 2024 году, а годовой доход — 1 триллиона.
Только в ноябре 2021 года в метавселенной продали участок виртуальной земли более чем за 2 миллиона долларов. А это дороже чем стоимость большинства домов в Нью-йорке и Сан-франциско.
Как она повлияет на бизнес
Если метавселенную реализуют в той концепции, о которой говорят сейчас, она повлияет на каждый сектор экономики: розничную торговлю, развлечения, дизайн, производство, медицину, образование, телекоммуникации, транспорт и даже нашу жизнь.
К примеру, сейчас, чтобы продать гаджет, компания размещает продукт на сайте, запускает рекламу, делает PR-кампанию. В метавселенной все станет по-другому. Достаточно будет разместить продукт в цифровом мире и покупатель сможет его “протестировать” с помощью VR очков или шлема. Такая схема применима практически к любой сфере бизнеса.
Формат удаленной работы будет все больше перемещаться в метавселенную: от создания пространств для совместной работы до встреч. Она предоставит “платформу” множеству компаниям для создания абсолютно новых сервисов и услуг. И само собой это неограниченные возможности для индустрии игр.
Но, сейчас все это находится лишь на “старте”. Виртуальная реальность более активно развивается лишь в сфере развлечений: в основном играх. И для такого “скачка” в иной мир бизнесу потребуются миллиардные инвестиции, а также развитая IT-инфраструктура. Потому что метавселенная будет диктовать свои правила игры.
Бизнесу придется не только крупно “вложиться”, обеспечить онлайн-сервисам скоростной и отказоустойчивый интернет, но и отчасти изменить способ ведения бизнеса: от коммуникации с покупателями до стратегии продвижений продуктов.
Виртуальный мир создаст новые условия для развития мошенничества. Хищение данных бизнеса — большая проблема реального мира, контролировать ее в виртуальном станет еще сложнее. Компаниям нужно будет обеспечить информационную безопасность клиентам в виртуальном и дополненном мире.
Платить за товары и услуги клиенты будут виртуально, а значит необходимыми станут блокчейн и криптовалюта. Сегодня интернет — распределённая система, а метавселенная — децентрализованая. То есть она принадлежит всем, кто имеет к ней доступ. Такая же система используется криптовалютными сетями. Так что развитие метавселенной будет только усиливать развитие этой технологии.
Заменит ли метавселенная интернет
Хотя метавселенная рекламируется как место для онлайн-общения, она не заменит Интернет. Ведь всемирная паутина — основной инструмент для доступа к метавселенной. Поэтому правильней сказать что метавселенная станет новой версией интернета или формой его эволюции и будет использовать Интернет для предоставления большинства услуг.