В мире насчитывается 4,9 млрд интернет-пользователей и “неподключенных” становится все меньше. Так в Америке лишь 7% населения не пользуются интернетом, в Великобритании — 5,2%, а в Украине — 31%. Но как вырастут эти цифры с развитием метавселенной? Сможет ли она заменить интернет и как повлияет на бизнес?

Сравнение интернета и метавселенной

Интернет — сеть миллиардов компьютеров, серверов и других электронных устройств, которые помогают общаться.  В интернете пользователи всегда с чем-то взаимодействуют:  веб-сайтом, игрой или социальными сетями. 

Но в метавселенной в центре действия будете вы. Это новое интернет-пространство, где люди смогут общаться, развлекаться и даже работать виртуально. Она соединит в себе физическую и виртуальную реальность, искусственный интеллект, социальные сети, онлайн-игры и криптовалюту. Можно сказать, что с помощью интернета вы воспринимаете мир в 2D, а с метавселенной — в 3D. Все эти «реальности» — главное отличие метавселенной от интернета.

Практически каждый сможет попасть в “иную” вселенную. Достаточно иметь шлем или очки виртуальной реальности, хорошее соединение с интернетом и приложение.


Метавселенные сейчас доступны на трех платформах: 

  • Horizon Workrooms от Facebook, 
  • в симуляторе Second Life 
  • и Roblox.

Выбираешь платформу, придумываешь логин, пароль и готово. В виртуальном мире можно будет тестировать одежду, технику, общаться, работать, ходить на встречи и даже делать покупки.

В метавселенных уже работает экономика. Бизнес инвестирует огромные суммы, покупает виртуальную землю и развивает технологии виртуальной и дополненной реальности:

  • 10 миллиардов долларов подразделение Meta (Facebook) Reality Labs вложило в Metaverse;
  • всего за пять лет метавселенная создаст 10 000 рабочих мест;
  • в 2020 году виртуальный мир оценили в 46 миллиардов долларов;
  • земля в виртуальном мире постоянно дорожает — в декабре 2021 года самый дешёвый участок земли в Decentraland стоил 14 000 долларов.
  • площадь Decentraland —  90 000 парселей, один парсель — 16 метров,  то есть это 1 440 000 квадратных метров, что в три раза больше площади Ватикана.

Что значит «построить метавселенную»

В отличие от приложений виртуальной реальности, метавселенная — это не  единая программная платформа, которую можно построить на базе обычной модели разработки. К примеру Джон Рэдофф, автор блога Building the Metaverse определяет ее как сложную цифровую среду из 7 слоев: 

  • инфраструктура — 5G, Wi-Fi, облачные технологии; 
  • интерфейс — гарнитуры виртуальной реальности;
  • децентрализация — блокчейн, ИИ, граничные вычисления;
  • пространственные вычисления — системы 3D-визуализации и моделирования;
  • экономика для создателей — цифровые активы и заведения электронной коммерции;
  • виртуальная навигация;
  • пользовательский опыт.

Сейчас над ее созданием работает не только Мета (ранее Facebook Inc.), а более 160 компаний по всему миру: Microsoft, Epic Games, Roblox и Nvidia также разрабатывают технологии для Metaverse. 

Эксперты прогнозируют, что Metaverse достигнет отметки в 800 миллиардов долларов в 2024 году, а годовой доход — 1 триллиона. 

Только в ноябре 2021 года в метавселенной продали участок виртуальной земли более чем за 2 миллиона долларов. А это дороже чем стоимость большинства домов в Нью-йорке и Сан-франциско.

Как она повлияет на бизнес

Если метавселенную реализуют в той концепции, о которой говорят сейчас,  она повлияет на каждый сектор экономики: розничную торговлю, развлечения, дизайн, производство, медицину, образование, телекоммуникации, транспорт и даже нашу жизнь. 

К примеру, сейчас, чтобы продать гаджет, компания размещает продукт на сайте, запускает рекламу, делает PR-кампанию.  В метавселенной все станет по-другому. Достаточно будет разместить продукт в цифровом мире и покупатель сможет его “протестировать” с помощью VR очков или шлема. Такая схема применима практически к любой сфере бизнеса. 


Формат удаленной работы будет все больше перемещаться в метавселенную: от создания пространств для совместной работы до встреч. Она предоставит “платформу” множеству компаниям для создания абсолютно новых сервисов и услуг. И само собой это неограниченные возможности для индустрии игр.

Но, сейчас все это находится лишь на “старте”. Виртуальная реальность более активно развивается лишь в сфере развлечений: в основном играх. И для такого “скачка” в иной мир бизнесу потребуются миллиардные инвестиции, а также развитая IT-инфраструктура. Потому что метавселенная будет диктовать свои правила игры.

Бизнесу придется не только крупно “вложиться”, обеспечить онлайн-сервисам скоростной и отказоустойчивый интернет, но и отчасти изменить способ ведения бизнеса: от коммуникации с покупателями до стратегии продвижений продуктов.

Виртуальный мир создаст новые условия для развития мошенничества. Хищение данных бизнеса — большая проблема реального мира, контролировать ее в виртуальном станет еще сложнее. Компаниям нужно будет обеспечить информационную безопасность клиентам в виртуальном и дополненном мире.

Платить за товары и услуги клиенты будут виртуально, а значит необходимыми станут блокчейн и криптовалюта. Сегодня интернет — распределённая система, а метавселенная — децентрализованая. То есть она принадлежит всем, кто имеет к ней доступ. Такая же система используется криптовалютными сетями. Так что развитие метавселенной будет только усиливать развитие этой технологии.

Заменит ли метавселенная интернет

Хотя метавселенная рекламируется как место для онлайн-общения, она не заменит Интернет. Ведь всемирная паутина — основной инструмент для доступа к метавселенной. Поэтому правильней сказать что метавселенная станет новой версией интернета или формой его эволюции и будет использовать Интернет для предоставления большинства услуг. 


Написать нам

От 2 до 500 симв.